Нарушение звукопроизношения — наиболее частая причина обращений к логопеду как детей, так и взрослых. Из названия ясно, что главным симптомом в данном случае является неправильное произношение звуков русского языка. Чаще всего нарушается произношения сложных для произношения согласных звуков — С, С’, З, З’, Ц, Ж, Ш, Щ, Ч, Л, Л’, Й, Р, Р’. Но при серьёзных нарушениях — таких как дизартрия, ринолалия — может нарушаться произношение и более простых для артикуляции согласных и даже гласных звуков.
Причины нарушения звукопроизношения разнообразны:
- серьёзные органические повреждения мозговых структур во время беременности, в родах или в раннем детстве ребёнка. В этом случае нарушение звукопроизношения — лишь один из симптомов серьёзных нарушений речи: алалии, дизартрии и др.;
- нарушение физического слуха;
- анатомические дефекты в строение артикуляционного аппарата: нарушение прикуса и другие патологии зубного ряда, расщелины при ринолалии, укороченная подъязычная уздечка, неправильное строение твердого и мягкого нёба;
- социальные причины: дефекты речи у родителей и близких ребёнка, невнимание к развивающей речи ребёнка, сюсюканье и др.
Как могут быть нарушены звуки?
- Звук может отсутствовать: ампа вместо лампа, коова вместо корова.
- Звук может быть искажен: межзубное произношение Ш или С, горловое произношение Р, губное произношение Л и т.д.
- Звук может заменяться на другой звук русского языка: сапка вместо шапка, лабота вместо работа, зяйка вместо зайка и т.д.
Звук может быть нарушен один, но чаще нарушена вся группа близких по артикуляции звуков, а иногда и несколько групп звуков.
Стратегия и сроки логопедической работы зависят от причин нарушения, от вида нарушения и от количества нарушенных звуков.
Вопреки бытующему (даже среди логопедов) мнению исправить произношение звуков можно практически в любом возрасте. Под руководством опытного специалиста и взрослый, и ребёнок успешно решают свои речевые задачи.
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с подготовки артикуляционного аппарата: гимнастики для языка, губ, мягкого нёба, дыхательной гимнастики, логопедического массажа или самомассажа. Это своеобразный фитнес для артикуляционного аппарата.
Когда «почва» подготовлена, логопед ставит ученику звук. Постановка звука — всегда индивидуальный проект. Из множества способов постановки ученику нужно подобрать тот, который подходит именно ему. Иногда вызвать звук можно за одно занятие, а порой на это уходит не одно занятие.
Но вот звук поставлен! Многим кажется, что на этом работа логопеда закончена. Увы, нет! Поставленный звук не привычен, говорить его неудобно, трудно. В этот момент начинается самый, на мой взгляд, интересный этап — автоматизация звука и введение его в речь. Автоматизация — это превращение умения в навык, когда я делаю то или действие не задцмываясь, так же как дышу. На это нужно время.
Логопед помогает ученику «разносить» звук, как новую, пока ещё жёсткую обувь. И здесь в ход идут увлекательные и весёлые речевые игры, скороговорки и чистоговорки, песни и стихи. Этот этап полезно проводить в небольших группах или в парах. На этом этапе ученик начинает использовать исправленный звук в речи в семье, с друзьями, в школе или ВУЗе, на работе и др. Когда ученик успешно справляется со всеми упражнениями и заданиями логопеда, работа по постановке звука завершается.